Сход ледника
Осенью 2002 года Бодров-младший снимал в Северной Осетии фильм «Связной» по собственному сценарию. 20 сентября режиссёр и члены съёмочной группы выехали в горы рядом с Владикавказом для проведения натурной съёмки. Из-за проблем с транспортом выезд пришлось задержать на несколько часов. Многие фанаты Бодрова считают, что, если бы не эта трагическая случайность, Сергей мог бы спастись — но история, как известно, не терпит сослагательного наклонения. Около семи часов вечера Сергей завершил съёмку из-за плохого освещения. Собрав аппаратуру, команда поехала обратно в город и в Кармадонском ущелье попала под сход ледника Колка.
Кармадонское ущелье. Кадр из видео RT, Youtube
По официальной версии, один из висячих ледников сорвался и упал на ледник Колка, спровоцировав сход многотонной массы грязи, камней и снега. Обрушение висячего ледника можно было наблюдать со спутника, и количество жертв могло бы быть меньше, если бы кто-то следил за ситуацией в ущелье и заранее предупредил людей, оказавшихся в зоне риска. Однако последний сход ледника Колка произошёл в 1902 году, так что учёные-гляциологи ограничивались лишь периодическим мониторингом его движения.
Память об актере
Пока многие думают о том, как погиб Сергей Бодров, где находится его тело и что же на самом деле произошло вечером 20 сентября в Кармадонском ущелье, в мире отечественного искусства активно чтится память об актере.
О жизни и деятельности Бодрова-младшего написано несколько книг, снято множество телепередач и документальных фильмов. Но больше всего дань уважения актеру отдали любимые им музыканты. Они посвятили ему ряд песен, которые время от времени исполняют на своих концертах, сопровождая кадрами из фильмов Сергея или просто проектируя его фотографию. Среди таких исполнителей наиболее известны музыкальные группы «Агата Кристи», «Би-2», «Смысловые галлюцинации»; певец В. Бутусов и певица И. Салтыкова.
Все версии гибели Сергея Бодрова: от мистических до реальных
Что могло привести к трагедии в Кармадонском ущелье и смерти Сергея Бодрова – об этом гадают уже 16 лет.
Горы, забирающие души
Сейчас, оглядываясь назад, поклонники Сергея Бодрова все еще хотят понять: а возможно ли было предотвратить трагедию в Кармадонском ущелье? Они разговаривали с работниками гостиницы «Владикавказ», откуда съемочная группа ушла в свой последний путь. Общались с местными жителями, первыми пришедшими на помощь.
20 сентября по плану нужно было снять всего одну сцену, но все не заладилось с раннего утра. По расписанию работы на площадке планировали начать в девять утра, но машины, которые должны были доставить киношников в ущелье, сильно опоздали. И съемку перенесли на час дня. Многие считают, что если бы не было этих четырех часов простоя, то группа успела бы вернуться в город до схода ледника. Однако экстрасенсы, к которым обращались родственники пропавших без вести, говорят, что трагедия все равно бы случилась, даже если бы съемочная группа пошла в горы на следующий день или на неделю позже.
Местные жители считают, что души находившихся в ущелье людей забрали горы, так как люди пришли в запретные места. Существует легенда, что в горах Большого Кавказа есть семь мест, в которых 200 лет назад под ледниками погибли семь деревень. И киношники оказались на территории одного из таких селений-призраков. Говорят, что даже сейчас в горах можно неожиданного наткнуться на поселение, найти там приют и еду, побеседовать с местными жителями, а потом, выйдя за границы деревни, обернуться и обнаружить, что никаких домов и людей на этом месте нет. Горцы считают, что в таких селениях живут души погибших в горах людей.
Ангел-хранитель
Родственники погибших, сопоставляя факты сегодня, полагают, что люди предчувствовали надвигающуюся на них беду. Так, вдова Сергея Бодрова Светлана рассказывала журналистам, что она разговаривала с мужем 20 сентября. И он показался ей очень грустным, каким-то встревоженным. Его последние слова были напутствием: «Береги детей».
Налог на домашних животных в России в 2019 году: примут или нет
В то утро к москвичам присоединились актеры осетинского конного театра «Нарты». Наездники-каскадеры снимались с Бодровым еще у Алексея Балабанова в фильме «Война», поэтому Сергей и пригласил их в свой новый фильм «Связной». При сходе ледника погибли семь артистов этого театра, в живых остался только Казбек Багаев. Мужчина незадолго до трагедии прошел обряд крещения. И он считает, что от гибели его спас ангел-хранитель. Перед съемкой 20 сентября он решил заехать домой к родным, которых давно не видел, и в результате опоздал к отъезду. Остался в живых и его конь, который не подпустил к себе кузнеца и не дал себя подковать, из-за чего артисты не взяли его с собой в ущелье.
Точка разлома
Существуют и более научные версии, из-за чего случилась трагедия в Кармадонском ущелье. Ледник Колка до злополучного 20 сентября 2002 года последние сто лет никак себя не проявлял. В семь часов вечера того дня группа Бодрова приостановила съемку и начала подготовку к возвращению в город. В 20.15 по местному времени начался сход ледника. За 20 минут ущелье и поселок Верхний Кармадон накрыло многометровым слоем из льда, грязи и камней. Выжить никому не удалось. Лавина двигалась со скоростью около 180 км/ч. Погибли 127 человек, в том числе и вся съемочная группа. Ученые высказали предположение, что спровоцировать ледник могли несколько глубинных разломов, которые сошлись в одной точке. Но самое страшное то, что вытолкнуло ледник со своего места — магма, которая подошла к этому гигантскому разлому. По утверждению ученых, нигде на Земле ни разу не были зафиксированы случаи, чтобы гигантский ледник, весом больше 200 миллионов тонн, неожиданно сошел со своего места. Это могла сделать нагретая до 1000 градусов магма, в огромном количестве скопившаяся в одном месте.
Скандал с запиской Кокорина из СИЗО: что написал Кокорин, читать текст, подробности
Три находки за 17 лет
«За время поисково-спасательных работ обнаружили тела 17 погибших.
Были опознаны 14 мужчин и 3 женщины. ГУ МЧС России по Республике Северная
Осетия-Алания не велась статистика по нахождению останков тел погибших по
завершению ПСР», — сообщили в пресс-службе управления.
Официально поисково-спасательная операция завершилась в мае
2003 года, но добровольцы и родственники без вестипропавших продолжили искать, еще больше года. Безуспешно. Все последующие находки были сделаны случайно.
Одной из первых
находок на месте трагедии стала техника. В сентябре 2003 года там обнаружили легковой
автомобиль «Жигули» и строительный грейдер, сообщал в том же году канал
НТВ. Корпуса обеих машин были сильно
сплющены, останков людей в них не было. Технику нашли при
проведении строительных работ почти в километре от Кармадонского ущелья.
По словам специалистов МЧС, все это расстояние ледниковые массы буквально тащили автомобиль и грейдер по земле.
В 2004 годусотрудники
Института геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии (ИГЕМ) РАН, проводившие исследования на месте
катастрофы в Геналдонском ущелье, обходили северный участок ледового завала и
нашли останки мужчины.
«Они обнаружили на поверхности ледника человеческие останки:
хорошо сохранившийся череп с нижней челюстью, ствол позвоночника с
тазобедренным суставом, кости нижних и верхних конечностей, ребра. Рядом лежали
обрывки куртки и брюк темно-синего цвета, а также мужские туфли коричневого
цвета», —рассказывал пресс-секретарь
МСЧ Республики Северная Осетия — Алания Владимир Иванов. Экспертиза показала,
что это не Бодров.
Спустя несколько лет, в 2008 году общественность
взбудоражили новой находкой. Работники предприятия «Горный клуб Каскад»,
которые прокладывали трубопровод по берегу реки Геналдон, обнаружили
вымытые из селевой массы фрагменты кузова «Москвича» (по
другим данным РАФа), с обрывками истлевшей одежды и
человеческими останками внутри.
Позже анализ ДНК установил, что это был 40-летний Иранбек
Цирихов (его пятилетняя дочь Альбина и двоюродный брат Виталий Царахов, которые
тоже находились в машине, найдены не были).
Любая находка на месте схода ледника волновала
общественность, которая требовала возобновить поиск жертв. «Найденные
человеческие останки — это случайные находки. Вопрос о проведении дальнейших
поисковых работ в районе схода ледника не обсуждался. В этом нет смысла, так
как толщина селевых отложений здесь достигает 10 метров», — говорил
представитель ГУ МЧС по Северной Осетии «Интерфакс» в 2008 году.
Не обошлось без мистики
Сценарий философско-мистической притчи «Связной» Сергей Бодров создавал около полугода. «Либо мы победим мир этим фильмом, либо по полной программе провалимся», – говорил кинорежиссер. Сотрудничавший с Бодровым продюсер Сергей Сельянов так охарактеризовал идею будущей картины: «Это очень сложный проект. Это проект для режиссеров высшей категории, для людей, которые могут выходить за пределы рационального, чувственно постигают мир. Вот «Связной» был таким».
По одной из версий, место съемок Бодрову предложил актер Андрей Федорцов, восхитившийся красотой этих странных мест. Много странного было и во время съемок фильма. По какому-то мистическому стечению обстоятельств из всего коллектива, приехавшего на съемки в Северную Осетию, в живых осталось двое – Анна Дубровская и Александр Мезенцев. Они не отправились в тот роковой день в горы. Именно их герои и должны были выжить по сценарию фильма.
Мистическим оказалось и другое совпадение. Во Владикавказе Бодров проживал в одной гостинице с еще одной съемочной группой, которую возглавлял кинорежиссер Ярополк Лапшин. В соседнем ущелье он снимал фильм «Здравствуй, брат!», в котором присутствуют сцены схода ледника, уничтожающего целый населенный пункт. После трагедии в Кармадонском ущелье фильму решено было дать новое название – «Сель».
Ответов пока нет
Несмотря на то, что в гибели Бодрова-младшего уже практически никто не сомневается, некоторые жители близлежащих к Кардамонскому ущелью селений говорят, что кинорежиссер и его группа могли выжить. А кто-то якобы даже видел Сергея живым спустя многие годы. Так или иначе, можно предположить, что еще какое-то время после схода ледника члены группы Бодрова были живы.
К примеру, Саид Драников, возглавлявший одну из спасательных команд, задействованных в поиске киногруппы, утверждал, что в течение полутора часов после обрушения Колки киношники выходили на связь. По предположению Драникова, Бодров с товарищами могли успеть добраться до автомобильного тоннеля. В конце концов спасатели раскопали проход в тоннель, однако нашли там лишь останки баранов и лошадей.
Активная фаза поисково-спасательных работ продолжалась около двух месяцев, затем к операции подключились добровольцы и родственники кинематографистов, которые провели в ущелье в общей сложности около двух лет. В итоге удалось обнаружить всего 19 тел из почти полутора сотен, погребенных под ледником, 127 по-прежнему числятся пропавшими без вести, среди них и Бодров со своей группой.
Смысл фильма
Фильмы “Брат-1” и “Брат-2” не связаны друг с другом. Вроде бы, все то же: “Брат-2” – это прямое продолжение приключений Данилы. Но все-таки это отдельная и диаметрально противоположная работа.
Первый фильм дилогии Балабанова был картиной нуарной и не сказать, что жизнеутверждающей. Главная идея первого “Брата” заключается в том, что человек с принципами тоже может пасть.
Во второй части дилогии мы видим, что Данила проходит путь не к падению, а к победе. Картина как будто нарочито зеркалит вектор этого персонажа, задавая в самом финале движение Багрова вверх. И здесь становится понятно, в чем заключается суть фильма Балабанова.
Балабанов не стал спорить со зрителем, и сделал своего героя еще более принципиальным и стойким. Внутренний же конфликт исчез напрочь. Так “Брат-2” стал развлекательным кино без особого смысла (тем более – без скрытого смысла), но зато с национальным героем, похожим и на наивного и доброго Иванушку, и на всех трех богатырей одновременно.
На смену внутреннему конфликту пришел внешний, “зрительский”: главная задача – победить злого американца и выручить “нашего парня”. В итоге получилась некая супергероика, в которой Данила стал этаким Суперменом от России.
Виктор Сухоруков в роли Виктора Багрова. Кадр из фильма.
Но при этом Балабанов иронизирует и тонко высмеивает стереотипы и сам жанр боевика. В этом суть метафильма, которым является “Брат-2”.
Режиссер занимается деконструкцией, но при этом пытается перевернуть правила игры и достаточно вольно обходится с принятыми стандартами. Изначальная драма стала как минимум приключенческим боевиком.
Балабанов четко использовал зрительские стереотипы: брал фразы “из народа” и вставлял в фильм. Например, одна из героинь кокетливо произносит, глядя на Данилу, которого показывают по телевизору: “Посмотри, там мальчик такой губастенький!” – именно так женская часть ЦА балабановской дилогии называла Бодрова, которого считала крайне привлекательным. Это иронично обыгрывается в картине: американки достаточно быстро “сдаются” обаятельному русскому парню.
Балабанов неплохо постебался над зрительским восприятием, но при этом дал людям то, что они хотели видеть. Страна в период, когда вообще ничего не было понятно, крайне нуждалась в национальном герое. И режиссер подарил зрителю супергероя – Данила обладает настоящей суперсилой, для него не существует никаких преград.
Если в первой картине бандитизм был частью “серого мира”, Даниле приходилось тщательно маскироваться, а атмосфера была максимально напряженной, то во второй части на первый план вышла буффонада. В лучших традициях боевиков 80-90-х Багров мог спокойно пройти по улице, расстрелять машину, закинуть туда гранату, и использовать пулемет “Максим” в одном из тихих дворов. Все это – абсурд. Но осознанный.
Сергей Маковецкий сыграл роль Валентина Эдгаровича Белкина. Кадр из фильма.
Балабанов не постеснялся вывернуть все в максимальную гиперболу образа: если Данила герой, то пускай он идет к цели, не видя препятствий. Примечательно, что Багров полностью сменил систему ценностей. Так, представитель потерянного поколения из первого “Брата” вдруг стал четко видеть себя медиком. Если раньше он от войны отнекивался, то теперь он этим бравирует – даже когда его об этом не спрашивают. Когда-то забитый и сломленный, теперь он почти постоянно жизнерадостно улыбается…
Являясь по сути “сборной солянкой” из боевиков и жанров, картина при этом не выглядит рваной. Фильм “Брат-2” достаточно органичен – и работает это только потому, что он находится в контексте зрительского восприятия.
Это коммерческая картина, в который органично вплетен стеб режиссера. Именно поэтому он уходит от любой логической связи с первым фильмом. Он четко обозначает свою позицию, и смотрит на все происходящее не изнутри, а сверху.
В “Брате-2” из ниоткуда появились телезвезды, бизнесмены и элитные школы – страна потихоньку выкарабкивалась из бандитского ада 90-х, и формулировала себя как цивилизованное государство.
Народу нужна была опора. Балабанов знал это, и именно поэтому отправил Данилу в Америку – в страну, взлелеявшую ненавистный постсоветскому человеку капитализм. Так кино стало важнейшей терапией для всей страны: в финале картины герой Бодрова спас женщину, которая некогда повелась на все американское, и увез ее домой. Под водочку…
Похожие фильмы
Вот несколько фильмов, которые чем-то похожи на “Брат-2”:
- “Сестры” (2001 г., Россия). Две сводные сестры оказываются заложницами бандитских разборок. Волей судьбы они оказываются без присмотра взрослых, и старшая начинает защищать младшую, за которой начинается настоящая охота.
- “Война” (2002 г., Россия). Двое военных, Джон и Иван, возвращаются в Чечню, чтобы освободить пленников.
- “Бумер” (2003 г., Россия). По стечению обстоятельств четверо друзей оказываются по ту сторону закона и пытаются отстоять собственное право на жизнь.
- “Драйв” (2011 г., США). Молчаливый водитель однажды ночью оказывается не в то время не в том месте. Теперь защита случайной попутчицы – дело его чести.
- “Таксист” (1976 г., США). Главный герой фильма – таксист. Когда-то он служил во Вьетнаме, но теперь не имеет представления о том, как применить свои навыки. Впрочем, совсем скоро ему предоставляется такая возможность.
- “Кремень” (2007 г., Россия). Антон, юноша с армейским прошлым, приезжает в Москву и идет работать в милицию. Постепенно он приходит к мысли о наведении порядка в стране – причем, любой ценой.
Смог бы Данила стать новым героем в 2022 году?
Этот герой и сейчас живее всех живых. А его принципы и убеждения так же актуальны, как в 2000-м. Сейчас он был бы «в струе» 42.01%
Такие герои — вне времени. 30.18%
Данила — герой вчерашнего дня. Ему пришлось бы очень сильно поменять себя и свои убеждения, чтобы быть современным. Сейчас верят в другое и действуют иначе. 15.98%
Не понимал его раньше, не понимаю и сейчас. 4.14%
Обаятельный, но полностью придуманный персонаж, 7.69%
Проголосовало: 169
Отличная статья!9Нет…
Детство
Сережа родился в Москве 27 декабря 1971 года в семье кинорежиссера Сергея Владимировича и искусствоведа Валентины Николаевны Бодровых. Мальчик с детства имел гуманитарные склонности — писал повести и рассказы, к окончанию школы освоил 4 европейских языка. Но в то же время интересовался кинематографом, что было естественно для сына режиссера.
Сергей в детстве. Фото pinterest.co.uk
Бодров-старший отговорил Сергея от поступления во ВГИК — он считал, что если человек не испытывает страсти к кино, то ему не стоит связывать себя ни с актерской, ни с режиссерской профессией. Юноша “страсти” в себе не ощущал и пошел по стопам матери — поступил в МГУ на факультет истории и теории искусств (специализировался на живописи Венеции эпохи Возрождения). Как одного из лучших студентов, Сергея отправили на стажировку в Италию. Там ему повезло найти подработку на местном пляже в качестве спасателя. До завершения учебы Бодров еще дважды приезжал в Италию на летних каникулах и тем же способом зарабатывал деньги на проживание и путешествия по историческим местам страны.
Бодровы: отец и сын. Фото stuki-druki.com
В 1993-м году Сергей окончил ВУЗ с красным дипломом и остался в аспирантуре, но не собирался, по его словам, прожить жизнь “неизвестного гения в треснутых очках”. Съемки в военной драме отца “Кавказский пленник” (1996 г.) серьезно повлияли на его будущее.
Объяснение концовки
Ближе к концу фильма Виктор после многочисленных приключений попадает в тюрьму, но, кажется, ничуть не жалеет об этом: ранее он признался Даниле, что хотел бы остаться жить в Америке.
В финале герой Сергея Бодрова приходит к Дмитрию и отдает ему деньги, забранные им у Мэниса. Спортсмен забирает деньги и сдержанно благодарит за помощь. Данила понимает, что младший Громов, при внешней схожести, не слишком похож на погибшего брата: деньги, а не дружба и родственные чувства, имеют для него первостепенное значение.
С одной стороны, смысл концовки фильма “Брат 2” лежит на поверхности: Дмитрий не стоил того, чтобы за его интересы страдали (и умирали) другие люди. Но объяснение концовки может быть и другим.
По сути, Данила влез не в свое дело. Являясь человеком с обостренным чувством справедливости, он отправился в чужую страну “наказывать негодяев”. Всеми его действиями руководил лозунг “Сила в правде”. Но, судя по выражению лица (и особенно глаз) Багрова, в итоге он понял, что правда, в отличие от истины, у каждого своя…