Другие способы использования метлы в колдовстве
Кроме как для путешествий по воздуху, метлу можно также использовать и в других ритуалах, например, выметать зло из дома или, наоборот, привлекать благосостояние
Для того, чтобы убрать мусор из своей квартиры, неважно, физический или колдовской, нужно начать подметать от входной двери против часовой стрелки, одновременно проговаривая заклинание:. Когда дойдете до начальной точки, откройте дверь и выметите всё за порог
Таким образом вы очистите пространство от всего негатива
Когда дойдете до начальной точки, откройте дверь и выметите всё за порог. Таким образом вы очистите пространство от всего негатива.
Кроме этого, она защищает дом уже одним своим наличием. Считается, что если метла стоит возле порога, то никакая нечисть не сможет проникнуть в этот дом. Для пущего эффекта рекомендуется вырезать или надписать вдоль рукоятки метлы пожелания. Кстати, это неплохой способ уберечься от ночных кошмаров. Разумеется, класть настоящую метлу себе под подушку не самая лучшая идея, но можно сделать мини-метелку из разных трав и тонких прутиков.
Каждое растение имеет свое магическое свойство. Выберите то, что вам нужно больше всего, и сконструируйте свою мини-метелку. Наиболее подходящими травами для защиты считаются:
- Зверобой — защита от нечистой силы, изгнание зла;
- Аир — успех, защита от болезней, богатство, оберег;
- Вербена — желание, оберег, очищение;
- Алое — излечение, усиливает силу духа, оберег;
- Базилик — благополучие, оберег, изгнание;
- Лавр — усиление волшебной силы, выздоровление, защита;
- Боярышник — защита от нечистой силы;
- Можжевельник — защита от нечистой силы, от злого колдовства, от болезни;
- Анис — усиливает способности к предвидению, очищение, оберег;
- Ольха — спокойствие в семье, защита от зла, плодородие;
- Бузина — симпатия, оберег, усиление волшбы;
- Подсолнечник — оберег от нечистой силы, защита разума;
- Крапива и чертополох — защищают от порчи и сглаза, потусторонних гостей;
- Полынь — против усталости, очень мощное средство защиты;
- Укроп — рассеивает чужие чары, помогает против незваных гостей.
Дурная слава плотников и печников
Не менее опасными считались и плотники. Они занимались непростым делом – созиданием. Однако в процессе работы могли серьёзно навредить обитателям жилища или владельцам мельницы. Плотники знали множество заговоров.
Если сумеет заказчик задобрить их – получит не только отличную вещь, но и успешное её применение. А в ином случае уповать на удачу не стоит. Нередко даже мельники ничего не могли сделать с мельницей, отремонтированной обиженными плотниками. Именно поэтому их старались всячески задабривать и угощать, честно рассчитываться за проделанную работу.
Плотники знали множество заговоров, их не стоило обижать.Николай Петрович Загорский «Плотник», 1877 годМестонахождение: Северо-Осетинский художественный музей, Владикавказ, Россия
Дурной славой пользовались печники и каменщики. Практически в каждом селении могли указать на заброшенный дом, в котором своеобразно пошутили печники. Жить в нём было невозможно, так как печь дымила, не оставляя и капли свежего воздуха.
Если печник на кого-то был зол или не получал оговорённой оплаты, он мог с лёгкостью сделать так, что в ветреную погоду из печи доносились стоны и вой. Конечно, хозяев дома подобное звуковое сопровождение радовало мало. А порой и вовсе говорили, что так печник в дом чертей впускает.
Почти в каждом селении был заброшенный дом, в котором нельзя жить из-за дымящей печи / Анатолий Максимов / fotokto.ru
История шабашей
Корни обрядов, впоследствии названных шабашами ведьм, уходят во времена язычества. Празднества, посвященные богам, проходили по схожему сценарию в разных народах и религиях: почитаемому божеству приносились дары, нередко — жертвы, люди собирались за пиршественным столом, совершали обряды, устраивали пляски на всю ночь. Часто празднования в честь богов плодородия заканчивались любовными утехами случайных пар.
В качестве примера можно рассмотреть праздник Купалы — одна из дат, когда колдуны и ведьмы собираются на Лысой горе. Это день летнего солнцестояния, считавшийся праздником плодородия. Верующие жгли костры и прыгали через них, купались, плясали, жертвовали божествам первые созревшие плоды, гадали, собирали целебные травы. Молодежь могла хулиганить — красть телеги, уводить лошадей, запирать снаружи дома, перегораживать дороги. Кульминацией празднества становились любовные обряды — в частности, одинокая девушка могла выбрать себе любого мужчину, даже женатого, и зачать от него ребенка. Совершившая это в праздник плодородия не подвергалась осуждению, а ее ребенок считался отмеченным богами.
Дорога на Лысую гору в Киеве
Вальпургиева ночь, соответствующая кельтскому празднику Белтейн, посвящена солнцу, весне и плодородию, а проведение празднества напоминает традиции Купалы. Священные огни, сбор трав, пиршества, песни и танцы, а также жертвоприношения животных, а согласно некоторым источникам, и людей.
Еще одна дата, традиционная для сборищ колдовских сил — Хэллоуин, совпадает с кельтским Самайном и славянским праздником Велеса, которые проходят по сходному с Белтейном сценарию. Собрание ведьм ожидаемо и в самый мрачный языческий праздник — Йоль, когда рождается новый бог Солнца, ради приветствия которого из своих миров выходят различные духи, в т.ч. враждебные.
Шабаш на Хэллоуин
С приходом христианской веры, языческие божества и праздники попали под запрет, противоречащие заповедям обряды были объявлены поклонением дьяволу. Более того — искоренялись не только сами празднества, но и сведения о них, их очерняли и искажали, чтобы отвратить от старой веры людей. Так в сказках и преданиях многие традиционные старообрядческие ритуалы заменили сборища чертей и шабаши колдунов и ведьм. С ними стали связывать и тайно проводимые празднества староверцев, признаки которых (вспышки костров, шум) мог замечать народ. Разумеется, начали происходить и настоящие шабаши, организованные ведьмами (или теми, кто себя считал таковыми). Все это одинаково порицалось и каралось церковью.
Суд над ведьмой в Средневековье
Массовые суды над колдунами начались в XIV веке, а первое упоминание о шабаше относится к 1335 году, тогда несколько женщин под пытками признались тулузскому инквизитору Петру Ги в полете на место сборища, поедании мяса младенцев, совокуплении с дьяволом в облике козла. В те времена о справедливости речи не шло — обвиняемым в колдовстве не полагалось адвокатов, а пытки длились до признательных показаний. Начавшись во Франции, охота на ведьм прокатилась по большинству европейских стран, оставляя за собой дым костров и тысячи жертв — гонения продолжались почти до конца XVIII века.
На заре инквизиции, преследование ее представителями колдунов приветствовалось, лишь если налицо была ересь, т.е. отрицание Христа. Для признания ведуна, гадалки или знахарки, знающей заговоры, еретиками, нужны были серьезные основания, а шабаши ведьм стали этим доказательством их вины. Символом поклонения дьяволу, отрицания христианских добродетелей и веры. Так, вынуждая подозреваемых в колдовстве давать самые дикие показания, инквизиторы создавали и дополняли отвратительными деталями образ шабаша.
Как отличить колдуна?
А как же односельчане могли распознать колдуна? Это было весьма непросто. Внешне, в отличие от нечисти, они ничем не выделялись среди прочих людей. Однако есть и специфические черты, по которым можно вычислить соратников нечисти.
Во-первых, время колдунов – ночь. Днём они чаще всего спят, зато по ночам любят бродить, держа в руке крупный деревянный или металлический крюк. Колдуны часто одевались в овчинный полушубок, подпоясывали его кушаком.
Взгляд исподлобья – одна из характерных черт колдуна / kartinkin.com
Они не заводят друзей, стараются держаться стороне от людей. Когда колдун встречает кого-то – опускает глаза. Также нередко они могут смотреть на прохожих “волчьим” взглядом – исподлобья.
В народе говорили, что даже после смерти колдун способен сохранить свою силу. Его неспокойный дух может продолжать бродить по деревням и творить зло. Чтобы утихомирить его, требовалось пробить грудь мёртвому колдуну осиновым колом. Конечно, подобный обычай сегодня кажется диким, но осиновый кол в фольклоре уже стал чем-то вроде символа борьбы с колдовством.
Василий Максимович Максимов «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу», 1875 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Приветствие Сатаны
Начинается предусмотренное по этикету приветствие. К Владыке по очереди подходят подданные, и «постыдным поцелуем» выражают свое раболепие. Прикоснувшись губами к его анусу, они тут же спускаются вниз. Так как демонов и ведьм достаточно много, приветствие затягивается на довольно продолжительное время.
Когда приветствие заканчивается, Владыка Тьмы опускается на трон. В следующую минуту старая ведьма подводит к нему молодую королеву. Властитель ее приветствует и сажает справа от себя, ведьма располагается слева.
Наступает время отчета о проделанной работе. Перед дьяволом отчитывается каждая из ведьм, а он высказывает свое одобрение или недовольство. Горе той, чей отчет не произвел хорошего впечатления! Наказание наступает незамедлительно. Разгневавшая Властелина ведьма исчезает с глаз и проваливается в геенну огненную. В вечных муках будет страдать душа ее.
Дорога на Лысую гору
Чтобы добраться до места сбора у ведьм существует особый ритуал. Отлично он описан в известном романе Булгакова «Мастер и Маргарита». В 21 главе героиня спешила на шабаш, где ее ждал могущественный мессир Воланд.
После полного обнажения ведьмы смазывают особым кремом все тело, запрыгивают на метлу и, воспарив в воздух, становятся невидимыми для человеческих глаз после выкрикивания слова «Невидима!». Иногда в качестве средства передвижения они выбирают своих любовников, превращая их в боровов.
Прилетев на шабаш ведьм, все оставляют свой «транспорт» и спешат к месту сборища. Визитеры разбиваются на группы, в каждой из которых должно быть по 13 участников. В сторонке стоит опытная ведьма с совсем молоденькой девушкой – будущей королевой данного собрания. Она непременно должна быть невинной и очень красивой.
Как проходит шабаш ведьм
И вот слышится нарастающий грохот. Он постепенно заполняет собой все вокруг, и когда шум достигает высшего предела, он резко прекращается. Посреди поляны из столба густого дыма возникает Дьявол. Его обличье зависит от настроения.
Были случаи, когда он представал в образе черного козла с длинным мохнатым хвостом и огромными рогами. Порой являлся черным котом невероятных размеров, и в виде черного ворона он представал не раз. Может дьявол, явившись на шабаш ведьм, принять облик человека, у которого в руках книга Некрономикон, вот только рога и мохнатый хвост выдают его.
Замершие при появлении Властителя демоны и ведьмы с трепетом смотрят на него. По взмаху руки правителя появляется массивный тон на высоком помосте. После того, как Дьявол взойдет на помост, нечистая сила располагается у ступенек.
Тёмные и светлые дела колдунов
Что же делали колдуны? Думаю, ответ на тот вопрос знают даже дети. В преданиях наших предков рассказывается, что такие люди могли наводить порчу и сглаз, совершают различные колдовские ритуалы. Неверно считать, будто колдуны целью своей жизни считали причинение вреда окружающим.
Да, они могли совершать гадости, но нередко именно к ним обращались за помощью. Приходя к больному человеку, колдун забирал одну или несколько его вещей, после чего отправлялся в лес.
Колдуны могли быть и добрыми, как на картине Игоря Валериевича Майкова / artnow.ru
Там он вешал предметы на дерево. Хворь могла оставить человека, а именно – перейти к дереву или к тому, кто захочет забрать себе эту одежду. Именно поэтому говорили, что, увидев в лесу рубаху или пояс, висящие на ветвях, не стоит прикасаться к ним.
А вот навести порчу колдуны могли самыми разными способами. Кто-то использовал заговоры и специальные порошки. Кто-то мог попросту бросить вслед обидчику недобрый взгляд – и тому следовало ждать скорой беды. Старые опытные колдуны, как гласили легенды, могли с лёгкостью не только навести порчу, но и снять её.
Как видите, личности это были весьма неоднозначные, приносящие вред и пользу людям. На мой взгляд, всё зависело от самого колдуна или колдуньи – они выбирали, какой путь им ближе, и в зависимости от этого творили злые или добрые дела. Впрочем, никто не мог помешать обиженному “доброму” колдуну сглазить своего неприятеля.
Михаил Васильевич Нестеров «За приворотным зельем», 1888 годМестонахождение: Художественный музей имени Радищева, Саратов, Россия
Ведьмак – добрая сторона
А вот ведьмак явно отличался от своих тёмных “коллег”. Несмотря на то, что он также находился в постоянном взаимодействии с нечистью, ведьмака причисляли к добрым созданиям. Выглядел он как обыкновенный человек, однако обладал огромной силой.
Он мешал ведьмам творить зло, создавал препятствия для колдунов, боролся с бунтующими злыми духами. Нередко ведьмака можно было увидеть на кладбищах, где происходило противоборство человека с мрачными обитателями потустороннего мира. Ведьмак однозначно выступал на стороне добра, людей, защиту которых считал своим долгом.
Нередко ведьмака можно было увидеть на кладбищах, где происходило его противоборство с нечистью / Leo Hao / leohao.ru
Осмелишься ослушаться – жди наказания!
Страшную порчу нашлет Владыка Тьмы на того, кто осмелится проигнорировать это мероприятие. Несчастный умрет в страшных муках, но перед тем его будет долго ломать, и все суставы его подвергнутся деформации. Ослушавшиеся демоны, не имеющие плоти, будут закованы в ментальные кандалы и лишены свободы на тысячу лет.
Ни у кого и никогда не возникало мысли проигнорировать это событие. Все являются точно в назначенный срок. До места добираются каждый по-своему. Ведьмы освобождаются от одежд и мажут свое тело особыми мазями. В их состав входят кости лягушек, измельченные в порошок, кровь летучих мышей, волшебные травы. Затем ведьма вылетает на метле в дымоход. Уже в небе она кричит: «Невидима!», — и пропадает из поля зрения.
О пастухах и царях
Вполне невинное занятие пастухов народ также связывал с нечистой силой. Большую часть своего времени пастух проводил в полях и лесах, а значит, для удачного выпаса должен был заручаться помощью лесных духов.
Как поговаривали, порой пастухи обещали Лешему корову или овцу, если тот поможет уберечь всё стадо от диких зверей и несчастий. Кроме того, опытные пастухи могли быстро найти потерявшееся животное – считалось, что это они делали с помощью тех же нечистых сил.
Если пастух терял корову из стада, то Леший помогал ему быстро её найти / mifolog.com
Ну и напоследок хочу отметить, что не только обыкновенные люди, но и русские правители порой приобретали славу “знающихся с чёртом”. В летописях рассказывается о князья-оборотнях, умевших обращаться в волка или орла. Даже известных царей не обошла людская молва.
К примеру, Ивана Грозного считали “непростым” правителем. Известно, что он любил окружать себя колдунами и знахарями, а оттого и говорили, будто государь вступил в сговор с нечистью.
К таким же царям причисляли Бориса Годунова, Лжедмитрия Первого, Алексея Михайлович, Петра Великого. Вряд ли кто-то из них действительно имел отношение к колдовству, но все эти личности были весьма неординарными, а также оказали влияние на многие аспекты жизни людей – в том числе и религии.
Язэп Драздович «Чародей-оборотень Всеслав Брячиславич, князь Полоцкий», 1923 годМестонахождение: Национальный художественный музей, Минск, Белоруссия
Как несложно убедиться, стать обвинённым в сговоре с нечистью в старину мог практически каждый. Конечно, большая часть преданий о колдунах, ведьмаках и мельниках принадлежит к выдумкам, но всё равно стоит задуматься.
Уж слишком много подобных историй встречается у самых разных славянских народов. Разве всё мы знаем о мире, что нас окружает? Конечно, нет. Всего не знали и наши предки, но, быть может, они сохранили для нас вот такие своеобразные “послания” в преданиях и народных поверьях?
Появление мессира
Вскоре прибывает сам дьявол. Сопровождается появление нечистого шумом и грохотом. Никто не знает, в каком обличье на этот раз повелитель предстанет перед своими подчиненными, поэтому все ждут с нетерпением и интересом.
Обязателен ритуал приветствия господина. Он обычно занимает много времени, ведь нечисти собирается изрядное количество и каждый должен выразить свое почтение лично. В это время Сатана восседает на троне, стоящем на помосте, и приветствует всех подходящих.
Вместе с королевой мероприятия и старой опытной ведьмой дьявол выслушивает отчет всех прибывших на шабаш ведьм. За достижения или проступки каждого визитера ждет поощрение или наказание. Молодые ведьмы получают личные наставления от повелителя ночи, также сатана выдает им магические травы для изготовления снадобий. Смертные, которые желают обменять свою душу на земные блага, должны прочитать вслух заповеди сатаны.
Официальная часть собрания на этом заканчивается, начинается пиршество нечистой силы. Все танцуют, веселятся, впадая постепенно в экстаз. Ведьмы и сопровождающая их нечисть ни в чем себе не отказывают. Все обильно едят и пьют, предаются разгулу. На этом шабаш заканчивается, и все покидают его тем путем, как и попали на него.
Когда собираются ведьмы
Сборище нечисти проводится несколько раз в год, в день, на который приходится православный или языческий праздник:
- Первый в году шабаш приходится на Коляду, которая отмечается в период с 25 декабря по 6 января. Как правило, ведьмы выбирают дату 26 декабря, если этот день не приходится в ночь с субботы на воскресенье (в это время царствуют силы Добра).
- Следующее собрание ведьм – 2 февраля и 21 марта.
- Последний день апреля известен как Вальпургиева ночь, которая считается идеальной для шабаша.
- А 6 мая славянские народы отмечают Юрьев день, который тоже подходит для слёта нечисти.
- Летом ведьмы собираются всего один раз – 21 июня (день летнего солнцестояние).
- Ровно через три месяца, 21 сентября, в день осеннего равновесия, они тоже не против организовать сходку нечистой силы.
- В День всех мёртвых (Хэллоуин), который принято отмечать 31 октября, считается неплохим поводом устроить шабаш.
- Последнее судилище ведьм, продавших душу Хозяину ада, приходится на 9 декабря (Юрьев день).
Однако не исключены внеочередные сходки, для которых может быть выбрана абсолютно любая дата. Ведьмы готовы собраться по первому требованию Дьявола.
Особенная профессия – мельник
К тем, кто знается с нечистью, принадлежали и знахари-шептуны, оборотни, кликуши. Однако, как я уже отмечала, существовал ряд профессий, деятельность в которых была связана с делами тёмных сил. Вы наверняка снова подумали о колдунах, но нет – речь идёт о вполне мирных занятиях.
Наиболее часто в сговор с нечистью вступали мельники. Наверняка вы удивитесь: зачем же человеку, держащему мельницу, осквернять себя этим? Ради процветания своего дела!
В старину народ старался о мельниках говорить негромко, шепотком – чтобы те не услыхали и не ответили недобрым взглядом. Рассказывали, будто днём на мельницах мелется мука, а по ночам там мельник устраивает пирушки для нечистой силы. Мельников считали немного колдунами и, конечно, нечистыми на руку.
Игнатьев Михаил Иванович «На мельнице», 1914 годМестонахождение: Областной художественный музей, Ульяновск, Россия
Если мельница была водяная (а именно такие были наиболее популярны в старину), говорили, что мельник водится с самим Водяным. Каждым из колёс мельницы владел отдельный водовик. Если дела мельника идут успешно, не стоило сомневаться: он сумел задобрить Водяного, продался нечистой силе.
Когда мельница выходила из строя, говорили, что это Водяной просит новые подарки. В качестве дара для своего покровителя мельники использовали мёд, хлеб, мясо, что бросали в воду. Мельница нравилась водным духам. В углублении под сооружением они, как рассказывают предания, любили собираться и устраивать свои подводные празднества.
Как бы мельник ни старался, а без подношений водяному хорошей работы на мельнице не будет / Наталья Доменецкая / fotokto.ru
Победа к 9 мая отменяется?
Эксперты указывают на 9 мая — День Победы в России, посвященный капитуляции нацистской Германии в 1945 году — как следующую решающую веху для Владимира Путина. К этой дате, по их словам, Россия либо найдет способ объявить какую-то победу и прекратить боевые действия, либо 9 мая объявят о переходе от «специальной военной операции» России к настоящей «войне». Об этом говорится в отчете Королевского института объединенных служб (RUSI) в Лондоне, который составили эксперты Джек Уотлинг и Ник Рейнольдс.
Тогда власти России на законных основаниях объявят мобилизацию в национальном масштабе. Согласно законодательству РФ, мобилизацию можно проводить только в военное время, однако спецоперация такой официально не является. По мнению экспертов, это значительно органичивает пространство для решений властей России, армия которой в Украине испытывает нехватку живой силы.
На фронтах на востоке и юге Украины военные силы Путина разбросаны, истощены и не выказывают реальных признаков обновления.
Американские военные и разведывательные эксперты сообщили Newsweek, что ожидаемое на юге наступление русских уже превратилось в тупик: ни одна из сторон не может полностью победить другую, говорят они.
«Но они не могут обеспечить наступление на гигантском фронте, который сейчас создали. Сверхмотивированные украинские силы не только держатся и даже продвигаются в некоторых местах, но и наблюдают, как враг снова спотыкается. Да, Россия воюет, но Украина побеждает», — сделал вывод американский военный эксперт.
Впрочем, Путин может добиться некоторого прогресса на Донбассе в ближайшие две недели, чтобы объявить о победе 9 мая, но в целом прогноз экспертов для русских мрачен. Это делает объявление войны и проведение национальной мобилизации вторым вариантом Путина 9 мая: решительный шаг, чтобы соответствовать серьезности российского национального дня.
«Учитывая человеческие издержки войны до сих пор — целых 20 000 погибших солдат и хрупкость внутренней поддержки продолжения боевых действий — у Путина мало шансов на успешную национальную мобилизацию», — заявил ещё один военный офицер, работающий в Пентагоне, в интервью Newsweek.
Майкл Кофман, директор по российским исследованиям в Вашингтонском центре военно-морского анализа, написал в эти выходные в Твиттере: «Без национальной мобилизации я думаю, что Донбасс является последним крупным наступлением, которое российские военные могут предпринять, учитывая нынешнее состояние и наличие сил. Удастся ли это или нет, российские военные будут в значительной степени истощены с точки зрения наступательного потенциала», — сделал вывод эксперт.
Многозначительный символ
Метлу в древности считали наделенной волшебной силой и поэтому использовали в ритуалах плодородия. Люди выходили в поле, садились на помело (иногда рогатину, лопату или ухват) и скакали, периодически высоко подпрыгивая. Такие своеобразные пляски должны были способствовать созреванию обильного урожая.
Поскольку метлой обычно пользовалась хозяйка, ее считали непременным атрибутом женского «домашнего колдовства». У восточных славян на стенах комнат часто вешали обереги в виде маленьких веничков. Те отгоняли от дома злых духов и приносили богатство.
В Шотландии крестьянки подпирали метлой входную дверь, когда уходили из дома. Это был сигнал соседям: сейчас никого нет, загляните позже! Если подозреваемая в общении с темными силами дама в жилище отсутствовала, а дверь метлой не была подперта, гость на полном серьезе мог решить, что хозяйка улетела на ней через трубу на шабаш.
Скандинавы верили, что молодые и неопытные наездницы иногда падают со своих метел. Они даже пытались подстеречь приземлившуюся таким образом ведьму, разжигая костры в особо значимые дни года. Например, в Вальпургиеву ночь, когда злые силы были особенно активны.
Чтобы защитить домашний очаг от ведьм, кельты рассыпали у порога дома песок или скошенную траву. По народным поверьям, пособница дьявола начинала пересчитывать эту мелочь и до рассвета не могла попасть в жилище. А с восходом солнца ее волшебные силы иссякали.